Палуба  Кубрик Кают-компания Казна Гаупт-Вахта Камбуз Крюйт-камера Трюм   Якоря

ЧЕСТЬ МУНДИРА : часть 3 /погоны, шинель, тельняшка/

Назад      

    Говоря о военном костюме на флоте эпохи Александра I, нельзя не упомянуть о форме одежды Гвардейского флотского экипажа. В 1807 г. при встрече в Тильзите на реке Неман двух императоров - Наполеона и Александра I-последний обратил внимание на гребцов шлюпки Наполеона. Огромный деревянный плот, на котором происходила историческая встреча, стоял на якоре посреди реки, и императоров доставляли туда на шлюпках. Французские гребцы были из состава Гвардейского флотского экипажа, созданного Наполеоном. Их выправка, манера грести и форма одежды понравились Александру I. Возвратясь в Петербург, он не забыл об этом, и 16 февраля 1810 г. по указу императора из команд придворных гребцов и экипажей царских яхт был создан Гвардейский флотский экипаж как самостоятельная воинская часть, причисленная к гвардии. Из личного состава экипажа стали формироваться команды царских яхт и отдельных кораблей.
    Гвардейскому флотскому экипажу была определена особая форма одежды: летняя, введенная во флоте в 1801 г., и зимняя-такая же, как для сухопутных Гвардейских полков, но с некоторыми различиями в сочетании цветов.


16.
17.
18.
19.
20.



    Морской костюм Гвардейского флотского экипажа представлял собой двубортный мундир темно-зеленого цвета, приближавшегося к черному, с двумя рядами пуговиц, высоким стоячим воротником и фалдами фрачного покроя, туго облегавший корпус. Длинные брюки могли быть белого и черного цветов в зависимости от времени года.
    Адмиралы и офицеры носили золотые эполеты с красной выпушкой, присвоенной Гвардейскому экипажу. На эполетах адмиралов были орлы, вышитые черным шелком, с синим крестом Андрея Первозванного; у офицеров, как и в армии с 1830 г.,-звездочки в соответствии с чином. Кроме того, эполеты различались по бахроме: на эполетах обер-офицеров она отсутствовала, на эполетах адмиралов-из толстых, или, как говорили, из «жирных», нитей. Фасон мундиров нижних чинов был подобен офицерскому, но отличался шитьем на стоячем воротнике.
    Нижние чины носили красные суконные погоны на обоих плечах. Головным убором как у офицеров, так и у нижних чинов служил кивер. Красная выпушка, присвоенная форме одежды Гвардейского экипажа, дожила до 1917 г., так же как и белый кант на мундирах. Император Николай I, вступив на престол, не был оригинален: он также сразу приступил к «реформам» по переодеванию армии и флота. С 14 апреля 1826г. введены однобортные мундиры с одним рядом пуговиц. Вицмундиры, как правило, оставались двубортными с двумя рядами пуговиц, то есть как мундиры, но без шитья на воротниках и обшлагах. В праздничные дни, на парадах и в других торжественных случаях офицерам были положены кивера. В конце 1830 г. флотским офицерам для различия чинов на эполеты и погоны введены звездочки, а в 1832 г. на погоны унтер-офицеров - так называемые поперечники (поперечные галунные нашивки), которые сохранились до наших дней.
    Постепенно на кораблях флота начинает внедряться единая форма одежды для дежурно-вахтенной службы. С 1832 г. на всех военных судах, стоявших на рейде, была установлена единая форма одежды для вахтенных офицеров. В праздничные и торжественные дни им было положено носить парадные мундиры и кивера, в будни - вицмундиры и кивера с клеенчатым чехлом, которые окрашивались для водонепроницаемости масляной краской.
    Теперь настала очередь поговорить о происхождении черной флотской шинели.
    В 1803 г. вместо серой канифасной шинели для солдат и матросов вводится длиннополая шинель из грубого серого сукна. Она имела застегивающийся на три крючка высокий воротник, восемь бортовых пуговиц и узкий стянутый пояс, из-за чего сзади были сборки. Шинель этого покроя была очень неудобной. После Крымской войны шинель стала короче, шире в поясе и с ровной спинкой. Высокий стоячий воротник уступил место отложному. Шинель стала удобнее, но качество материала по-прежнему было низким. Шинель моряков отличалась лишь тем, что воротник ее был из темно-зеленого сукна.
    Шинель для офицеров и адмиралов была введена в 1805-1806 гг. По своему внешнему виду она напоминала колоколообразный серо-голубого цвета плащ. Шинель имела большой висячий, в виде пелерины, воротник (немногим более 70 см от нижней кромки до шейного отложного воротника). Шинель носили внакидку, без погон, а на закругленных концах шейного воротничка нашивались соответствующие рангу петлицы. В конце 90-х годов XIX столетия покрой шинели изменили и шить их стали из черного сукна. На правом борту имелось шесть пуговиц, а на левом-столько же петель. Шинель для зимнего сезона разрешалось подбивать мехом.
    В 1855-1856 гг. в армии и флоте дополнительно к шинели было введено соответственно серое и черное офицерское пальто (плащ-пальто), покроем схожее с нынешними шинелями, но значительно длиннее. К концу XIX в. морское плащ-пальто было двубортным, имело по шесть пуговиц на каждом борту. Отложной воротник имел ширину около 12 см и закругленные края. Плащ шили так, чтобы он мог свободно надеваться поверх мундира с эполетами. На плаще полагались вшивные погоны. Подкладка для всех чинов и званий ставилась из полусукна одного с плащом цвета. Сзади внизу плащ имел разрез длиной около 50 см, при этом левая часть полы перекрывала правую на 2,5 см.
    В 1848 г. в русском флоте впервые было введено короткое двубортное полупальто из простого зеленого сукна на урсовой теплой подкладке, застегивающееся на шесть пуговиц, которое очень скоро стало наиболее популярной верхней формой матросов. Русский мореплаватель, исследователь Арктики адмирал Ф. П. Литке дал название этому полупальто - брушлат (от немецких слов Brust- грудь, и latte-латы, защита груди). Этим названием в приказе генерал-адмирала официально именовалось полупальто. Дальнейшее совершенствование этого вида одежды шло в сторону его укорачивания, сужения и облегчения за счет подкладки, а для пошива использовалось черное сукно. Позднее, в конце XIX в., брушлат стал именоваться буршлатом, и окончательно, лишь в 1917-1918 гг., была принята новая форма произношения-бушлат. Следует отметить, что в официальных документах, кроме приказа генерал-адмирала 1848 г., вплоть до 1917 г. нигде не употребляется термин «брушлат» или «бур-шлат», всюду именуемый полупальто на урсовой подкладке. И в то же время, начиная с адмиралов и кончая гардемаринами и матросами, все в устной речи употребляли названия «брушлат», «буршлат», а после революции-«бушлат». В соответствии с правилами ношения формы одежды (до 1917 г.) полагалось носить его застегнутым на все пуговицы, спрятав воротник фланелевки или форменки. В период 1900-1906 гг. синий воротник форменной рубахи носился поверх воротника бушлата. После неоднократных изменений и уточнений бушлат приобрел современный вид. Ныне он является неизменной формой одежды моряков и носится в осенние и весенние месяцы.
    В 1856 г. были введены новые «Правила о форме одежды для господ адмиралов, генералов, штаб- и обер-офицеров Морского ведомства». В соответствии с «Правилами» форма одежды подразделялась на городскую (парадную, праздничную, обыкновенную), походную и служебную (дежурную, караульную).
    В том же году для офицеров армии и флота была утверждена белая летняя полотняная одежда под названием «полотняник». По своему покрою он был повторением сюртука, но несколько укороченным. Он имел высокий воротник, двенадцать пуговиц и застегивался на шесть пуговиц по правому борту. В таком виде белый полотняник просуществовал в армии до 1907 г.
    Резко изменил свой вид полотняник на флоте, когда в 1892 г. впервые была введена новая летняя одежда для офицеров и адмиралов под новым названием - «китель», - в точности такого же покроя, который существует и поныне. Любой иллюстрированный журнал времен Русско-японской войны 1904-1905 гг. приводит на своих страницах многочисленные фотографии с изображением ее участников в белых морских кителях и армейских полотняниках, также сменивших свое название на более короткое-«китель».
    В 1907 г. был утвержден как в армии, так и на флоте несколько видоизмененный, выработанный практикой войны китель защитного цвета, известного под названием «хаки». Кроме того, на флоте остался китель и белого цвета, который разрешалось носить каждому офицеру и адмиралу в летнее время. Белый китель был без подкладки и имел пять пуговиц.



    26.
    27.
    28.
    29.
    30.


    В 1910 г. циркулярным распоряжением Морского министерства вместо кителей цвета хаки были введены кителя синего цвета. Заслуживает интереса обстоятельство, что как белый армейский полотняник, так и белый летний морской китель явились образцами военной формы одежды, которые послужили прообразом формы офицерского состава многих армий и флотов мира. В 1902 г. 23 государства присоединились к предложению России считать белую летнюю одежду (китель) у офицерского состава официальной формой наряду с парадной, в случаях международных встреч, визитов и взаимных посещений в летний сезон.
    Как форма одежды в нашей армии китель был утвержден в 1943 г. Флотский же синий китель официально состоит в качестве обмундирования офицеров и адмиралов нашего военно-морского флота непрерывно с 1910 г. по сей день.
    В 70-х годах в ВМФ для офицеров, мичманов, прапорщиков и военнослужащих сверхсрочной службы вместо закрытого кителя белого цвета введены белая тужурка и синяя куртка с белой или кремового цвета рубашкой и черным галстуком.
    Особенно любимой среди моряков стала нательная трикотажная рубашка с поперечными белыми и синими полосами, сокращенно в обиходе называемая моряками тельняшкой. Свое название она получила в связи с тем, что надевается прямо на тело.
    Тельняшка появилась еще во времена парусного флота, 19 августа 1874 г., как разновидность нательного белья, каковым являлись сурового полотна рубашки и вязаные рубахи однообразного бело-серого цвета. Поверх этих рубах носились бостроги, а позднее, в первой половине XIX в., фланелевые матросские рубахи, застегивающиеся наглухо. Позднее тельняшка приобрела более широкое назначение. Изменился и цвет ее: на ней появились бело-голубые полосы. Дело в том, что кругосветные и другие плавания с длительным пребыванием в южных широтах потребовали ввести, кроме бушлата, и другую легкую одежду, которой и стала тельняшка. Введение ее было вызвано также тем, что от матросов, находившихся в море, требовались, как известно, четкость, быстрота, особая сноровка при работе с парусами на реях мачт, и тельняшка наилучшим образом отвечала потребностям такой работы. Кроме того, матросы, одетые в такую рубашку, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов. Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами, а именно: хорошо сохраняет тепло и, хотя плотно облегает тело, не мешает свободному движению при работе, удобна при стирке.
    Этот вид легкой морской одежды не утратил своего значения и до сих пор, хотя со времени ее появления прошло немало лет, за которые флот претерпел множество изменений, и матросам теперь редко приходится лазать по вантам. В немалой степени такая «живучесть» тельняшки объясняется и тем, что сочетание полос символизирует синь неба и белые гребешки бегущих вдаль волн. Повторяя цвета Андреевского флага, тельняшка напоминает матросу о море и корабле.
    Моряки всех поколений русского флота всегда были неравнодушны к тельняшке, называя ее «морской душой». В тяжелых и кровопролитных боях Великой Отечественной войны моряка, оказавшегося в пехотной цепи (что случалось довольно часто), можно было всегда отличить по тельняшке, которую он бережно носил под гимнастеркой.
    «Морская душа,-писал Леонид Соболев в своих фронтовых записках, -это решительность, находчивость, упрямая отвага и непоколебимая стойкость. Это веселая удаль, презрение к смерти, давняя матросская ярость, лютая ненависть к врагу. Морская душа-это нелицемерная боевая дружба, готовность поддержать в бою товарища, спасти раненого, грудью защитить командира. Морская душа-это стремление к победе. Сила моряков неудержима, настойчива, целеустремленна... В ней - в отважной, мужественной и гордой морской душе-один из источников победы».

Назад